Конспект помогает не только лучше усваивать материал на лекции, он пригодится студенту в дальнейшем. В ближайшем будущем - при подготовке к экзаменам. Поэтому важно уметь оформить конспект так, чтобы при взгляде на него не пришлось мучительно долго морщить лоб, вспоминая содержание лекции.

Общий вид

Материал в конспекте должен читаться легко и быстро. Для этого необходимо использовать тетради с широким форматом страниц, вести запись достаточно крупными буквами. Главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными чернилами, а подчиненность тем и заголовков - при помощи отступов. Основные темы целесообразно прону­меровать римскими цифрами, а подчиненные им разделы - арабскими или буквами. Удобочитае­мый конспект содержит не более семи пунктов на странице.

Поля

Конспект должен иметь широкие поля для заметок. Иногда рекомендуют использовать для конспекта только одну сторону листа. Вторая используется для различного рода дополнений, которые вносятся в конспект в процессе работы с ним при подготовке к очередному уроку или экзамену. Это может быть любая интересная и важная информация, относящаяся к теме: выписки из литературных источников, примеры, библиогра­фические ссылки и, наконец, собственные комментарии.

Условные обозначения

Для быстрой записи текста можно придумать условные знаки. Только не надо придумывать их слишком много, иначе можно запутаться. Таких знаков не должно быть более 10-15. Условные обозначения придумывают для часто встречающих­ся слов.

Вот, например, как может выглядеть фраза " Без революционной теории не может быть революционной борьбы" с использованием гипераббревиатуры. Вместо длинного слова революционный мы используем букву "Р", заключенную в кружок.

А вот так, например, могут выглядеть сокращения часто встречающееся окончаний. Например, в словах "значение", "движение", "течение" и прочих подобных мы можем использовать стенографический прием:

Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук, можно использовать для конспекта на любую тему. Вот некоторые обозначения:

Знаки читаются соответственно: не принадлежит, принадлежит, сумма, параллельно, бесконечность, возрастает, убывает, приблизительно, приблизительно равно, не меньше, не больше. Также можно добавить окончание к значку, нормальным текстом. Легко видеть как можно их использовать в конспекте. Здесь рассмотрены небольшое число математических знаков, на самом деле их значительно больше.

Буквы «в обертке»

Чтобы выделить свои знаки из остального текста, такие как известная @.

Общеупотребительные мате­матические и логические символы, такие как > (больше), < (меньше), = (равняется), -»- (вызывает, служит причиной) и S (сумма), F (сила), А (работа), t (время).

Слова можно «укорачивать», сокращать, однако это допустимо только для достаточно узнаваемых слов. В энциклопедических изданиях принято такое сокращение: описываемый предмет или явление, названные полностью в заголовке справочной статьи, в тексте обозначают начальными буквами. Так можно делать и при конспектировании лекции, не забывая полностью записать название при первом упоминании в тексте.

Записывать первый и последний слог. Например, общепринятые сокращения: ун-т (университет); лит-ра (литература); об-во (общество); гос-во (государство) и т.п.

Аббревиатура

Словосочетания, которые часто встречаются в тексте лекции, можно записывать начальными буквами, например: BP (воспитательная работа), СО (содержание образования), УВП (учебно-воспитательный процесс, и др.

Использование иностранных слов

Важно, чтобы на иностранном языке слово было короче, чем на русском. Например, if - если, some - некоторые, so – таким образом, следовательно, итак. Используются общепринятые в иностранных языках сокращения, например ok.

Использование иероглифов

Знаки, которые пишутся одним росчерком. Иногда ученики пользуются некой пиктограм­мой, которую придумывают сами.

Использование схем

При конспектировании можно пользоваться схематически­ми записями, которые могли бы помочь усвоить и запомнить информацию.

Графические приемы

Не следует писать сплошным текстом, так как его очень трудно читать и, следовательно, вос­принимать.

Рубрикация

Хорошо, когда заголовки выступают в какую-нибудь сторону, чтобы их можно было легче найти.

Цветовой элемент в записи облегчает чтение и запоминание деталей. Различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Но следует помнить, что не стоит употреблять много цветов, вполне хватит двух-трех.