В последнее время коренным образом изменились роль и значение правовых знаний в российском обществе и в сознании людей. Это объясняется тем, что Россия провозглашена правовым государством, и начатая правовая реформа, осуществляемая в рамках обновления законодательства, строится на принципах верховенства закона, приоритета прав личности, осознание новой, гуманистической роли права и всей юридической системы, поиск мирных путей разрешения возникающих проблем и конфликтов.

Однако, по мере обновления законодательства, становится все более явным разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания и правовой культуры населения. И это, прежде всего, относится к молодому поколению. Значительная часть учащихся и студентов относится к праву только как к средству решения личных и общественных проблем в экстремальных ситуациях, тогда как правовая культура подразумевает позитивное отношение к праву, как фактору правового регулирования отношений, определенный уровень правовых знаний, умений, навыков, возможность их реализации в практической деятельности, а также формирование правомерного поведения.

Все это ставит проблему формирования правовой культуры в ранг государственной политики и это, прежде всего основные задачи профессионального образования, которые требуют системного исследования сложившихся процессов образования специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, а также процессов становления личности специалиста.

Построение правового государства невозможно без одновременного формирования у специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования. Правовое образование предусматривает систематическую деятельность государства, его органов, общественных объединений, трудовых коллективов и всех образовательных учреждений по формированию и повышению правовой культуры. Успех правового образования студентов будет в значительной степени зависеть от правильного определения целевой установки указанной многогранной деятельности. Преподаватели правовых дисциплин должны представлять конечную цель этой работы. С нашей точки зрения, такой конечной целью является правовая культура личности.

Правовая культура должна включать те качества личности, которые характеризуют содержание этой разновидности культуры: знание, понимание права, привычку к соблюдению требований законности, уважения к правовым предписаниям, убежденность в их справедливости, активную жизненную позицию в правовой сфере, т.е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы.

Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена, имеющих, с одной стороны, навыки определенного рабочего профиля, а с другой - способность по ускоренной программе получить высшее профессиональное образование и продолжить его. Реализуя идеи поступательного развития образовательных потребностей человека, среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Главной задачей КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах с высоким уровнем правовой подготовки каждого специалиста к жизнедеятельности в новых демократических условиях и соответственно, в новой системе деловых и межличностных отношений.

План мероприятий по повышению уровня правовой грамотности студентов КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» на 2020-2021 учебный год

Цель: создание условий для повышения уровня правовой грамотности обучающихся в КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж», добиться, чтобы каждый выпускник, независимо от того, какую специальность он приобрел, овладел правовой культурой и высоким уровнем правосознания.

Задачи:

  • Выявление уровня правовой грамотности обучающихся.
  • Осведомленность студентов о своих правах и обязанностях.
  • Организация разнообразных видов трудовой, спортивной и досуговой деятельности,
  • способствующие формированию законопослушного поведения.
  • Формирование у студентов понятия об ответственности перед законом, перед обществом за свои поступки.
  • Формирование социальной активности у обучающихся.
  • Формирование позитивного отношения к государству и закону
  • Осведомленность студентов о современной политической ситуации в стране и в мире.
  • Формирование устойчивых знаний и навыков использования обучающимися права в своей будущей профессиональной деятельности.

п/п
Наименование мероприятияКалендарные срокиОтветственные
1. Проведение соцопроса на выявление уровня правовой грамотности студентов нового набора с помощью социологического исследования Сентябрь Классные руководители
2. Правовое просвещение в рамках учебных занятий по истории, обществознанию и праву (налоговое, административное, уголовное, семейное, гражданское, трудовое право). В течение учебного года Преподаватели истории, обществознания, права
3. Тематические классные часы по правовой тематике В течение учебного года Классные руководители
4. Встречи, беседы с участием представителей правоохранительных органов:
  • «Права и обязанности несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством»;
  • «Правовые основы привлечения граждан к уголовной и административной ответственности»;
  • «Порядок и условия исполнения уголовных наказаний за совершенные преступления»
1 семестр – октябрь,
2 семестр – февраль
Инспектора по делам несовершеннолетних,
классные руководители
5. Неделя правовых знаний 2 семестр Преподаватели истории, обществознания, права
6. Тренинги, направленные на принятие дисциплины «Порядок прежде всего» Ноябрь Педагог-психолог
7. Конкурс тематических стенных газет «Знай свои права, помни обязанности» Декабрь Старосты групп
8. Включение студентов в систему общественных отношений на уровне учебного заведения (самоуправление):
Участие представителей старостата в работе учебно-воспитательной комиссии колледжа;
1 раз в два месяца Зам. директора по ВР
Участие представителей студсовета в работе совета профилактики колледжа 1 раз в месяц
9. Коррекционная работа с обучающимися с отклоняющимся поведением В течение учебного года Педагог-психолог, социальный педагог
10. Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для обучающихся 1 семестр Классные руководители

 

  • Лекции, беседы, встречи с интересными людьми, с представителями правоохранительных органов (инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми).
  • Включение студентов в систему общественных отношений на уровне учебного заведения (самоуправление), формирование у них чувства гражданственности, потребности иметь жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заниматься общественной деятельностью, заботясь не только о собственном благополучии, но и о благополучии учебного заведения, в котором они обучаются.

План мероприятий, направленных

на развитие правовой грамотности родителей

№ п/пНаименование мероприятияКалендарные срокиОтветственные
1. В рамках родительских собраний в группах беседы по правовой тематике 1 раз в семестр Классные руководители
2. Распространение буклетов и брошюр по правовому воспитанию Декабрь - январь Классные руководители
3. Организация правовой помощи родителям и несовершеннолетним В течение учебного года Зам. директора по ВР,
социальный педагог,
классные руководители
4. Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для родителей 1 семестр Классные руководители

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Для обучающихся 1-х курсов:

  1. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Распад СССР и проблема сепаратизма. Межнациональные конфликты.
  2. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.
  3. Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
  4. Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура.
  5. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.
  6. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии.
  7. Право собственности на имущество. Ст. 158, 159, 161, 162, 163, 166 УК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон).
  8. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Ст.150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в антиобщественное поведение).
  9. Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.
  10. Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм. 10 класс

Для обучающихся 2-х курсов:

  1. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования.
  2. Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.
  3. Коррупция как угроза национальной безопасности.
  4. Социальный прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция. Революции 21 века.
  5. Глобализация, терроризм, глобальное общество. Антиглобализм.
  6. Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.
  7. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. 11 класс

Для обучающихся 3-4-х курсов:

  1. Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.
  2. Гражданские правоотношения.
  3. Трудовые правоотношения.
  4. Жилищные правоотношения.
  5. Семейные правоотношения. Семья и брак.
  6. Имущественные правоотношения.
  7. Права потребителя.
  8. Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской Службы.
  9. Социальная стратификация и социальные отношения.
  10. Демографическая политика России.
  11. Конфликт и основные способы его разрешения.
  12. Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.
  13. Отклоняющееся (девиантное), делинквентное поведение.
  14. Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг.
  15. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.

Электронные ресурсы:

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/
  2. Некоммерческая интернет версия системы «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/#utm_cmedium=menu
  3. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
  4. Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx
  5. Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Ярославской области [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://up76.ru/
  6. Президент России [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru
  7. Российская газета [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://rg.ru/2008/01/24/tekst.html
  8. Юридическая Россия — Федеральный правовой портал [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.law.edu.ru/
  9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. 28.04.2011 № Пр-1168 [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/
  10. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторысост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. — М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://minjust.ru/sites/default/files/metod_rekomendacii.pdf
  11. Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей, разработанные Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/555601354
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html